МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕМИЛЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "ЦЯГАДАЙКА" КОЧКУРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

431590, Республика Мордовия, Кочкуровский район, п.ст.Воеводское, ул. Топливная, д.5

Телефон

8(83439)2-75-64

Эл. почта ds.semilei.cyagadai@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕМИЛЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "ЦЯГАДАЙКА" КОЧКУРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Адрес: 431590, Республика Мордовия, Кочкуровский район, п.ст.Воеводское, ул. Топливная, д.5
Телефон: 8(83439)2-75-64
Эл. почта: ds.semilei.cyagadai@e-mordovia.ru

Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.

1.Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Детский сад  функционирует с 2014 года. В настоящее время ДОУ располагается в приспособленном двухэтажном здании, построенном в 2014 году. Конструктивные особенности здания предусматривают наличие пандусов обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Здание оснащено видео наблюдением, системой противопожарной сигнализации, световым табло «Выход». При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

2.Наличие оборудованных учебных помещений:

Приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания в ДОУ не имеется. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

3.Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ:

Оборудование и персонал пищеблока детского сада осуществляют потребность воспитанников в четырехразовом питании (завтрак, второй завтрак – фрукты, сок, обед, полдник). Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.

3.Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ:

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

4.Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям: 

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).

5.Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся:

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ не имеется.

6.Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ:

В ДОУ имеются 12 компьютеров, 1 компьютер с выходом в интернет. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

 

Положение об обеспечении возможности получения образования  инвалидами и лицами с  ОВЗ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕМИЛЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЦЯГАДАЙКА» КОЧКУРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛКИ МОРДОВИЯ

 «Принято»                                                                                 «Утверждено»

На заседании педагогического совета                          Заведующая МБДОУ

 МБДОУ «Семилейский детский сад                  «Семилейский детский сад

  «Цягадайка»                                                                                  «Цягадайка»

                                                                         _____________ С.В.Кочкуркина

 Протокол №2 от 08.09.2020г.                                                                                                                              

                                                                               Приказ №118 от 08.09.2020г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации образовательного процесса

для обучения инвалидов и детей с ОВЗ

в МБДОУ «Семилейский детский сад «Цягадайка»

 

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О  социальной защите инвалидов  Российской Федерации» от 22.08.2004 года № 122- ФЗ, Федеральным законом «Об образовании» № 273- ФЗ и определяет воспитание и обучение детей-инвалидов в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования на территории Кочкуровского   муниципального района республики Мордовия (далее – ДОУ); порядок воспитания и обучения детей – инвалидов в ДОУ; дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению доступа детей-инвалидов к получению образования, форму и условия пребывания детей-инвалидов в ДОУ.

1.2.Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Лицам, в возрасте до 18 лет, устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1.3. ДОУ создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечение познавательного, речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

 - воспитание с учетом возрастных категорий у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

1.4. Целью пребывания детей-инвалидов в ДОУ является их социальная защита, система гарантированных государством  правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих детям-инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

 

2.Порядок приема детей-инвалидов в ДОУ

2.1.Дети-инвалиды имеют право на первоочередное предоставление мест в ДОУ.

2.2.В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 мес.( при наличии условий пребывания) до прекращения образовательных отношений в соответствии с Уставом ДОУ. Прием детей осуществляется на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей), свидетельства о рождении ребенка.

2.3.При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, в  ДОУ необходимо  обеспечить  условия для организации коррекционной работы.

2.4.При приеме ребенка-инвалида в ДОУ последнее обязано ознакомить его родителей (законных представителей) с Уставом ДОУ, лицензией на право ведения образовательной деятельности,  образовательной программой, реализуемой  ДОУ,  и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

2.5.Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) ребенка-инвалида регулируются договором между ДОУ и родителями (законными представителями) ребенка, подписание которого является обязательным для обеих сторон. Договор составляется в двух экземплярах с обязательной выдачей родителям (законным представителям) одного экземпляра договора.

2.6.Договор между ДОУ и родителями (законными представителями) ребенка-инвалида включает в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра и ухода, длительность пребывания ребенка в ДОУ.

2.7. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, обучающимися в ДОУ, родительская плата не взимается.

 

3.Порядок пребывания  детей-инвалидов в ДОУ

3.1.ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр и уход  детей в возрасте от 2 месяцев ( при наличии условий) до прекращения отношений, проводит коррекционную работу с ребенком-инвалидом.

3.2.Для индивидуальной работы с ребенком-инвалидом, создаются необходимые условия:

- создание материально-технической базы (методической и учебной литературы, развивающих игр, технических средств и т.д.).

3.3.Организация работы с ребенком-инвалидом в ДОУ проводится ежедневно.

 

                 4.Организация образовательного процесса в ДОУ.

4.1.Занятия с ребенком-инвалидом проводятся в соответствии с  основной образовательной программой ДОУ.

4.2.Занятия проводятся в течение дня с учетом запросов родителей (законных представителей) и возможностей ребенка.

4.3.К работе с ребенком-инвалидом, наряду с воспитателем, привлекаются также: музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, а также медицинский работник. Количество времени на коррекционно-развивающие занятия со специалистами устанавливается образовательной программой.

4.4. ДОУ несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, его эмоциональное благополучие, обеспечивает полноценное питание в соответствии с нормами СанПин, уход, учитывая его индивидуальные особенности, гарантирует защиту прав и свобод воспитанника, создает условия для обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, оказывает квалификационную консультационную помощь родителям в воспитании и обучении ребенка-инвалида.

 

 

Если в семье есть ребенок-инвалид

Если в семье есть ребенок-инвалид, и нет надежд на радикальные улучшения, как выработать правильное, рабочее отношение к проблеме и продолжать жить? Умом мы все понимаем, что необходимо действовать конструктивно, но как вернуться в спокойное состояние на телесном уровне и снять избыточное напряжение, которое отнимает все силы?

Об этом рассказывает врач-психотерапевт Андрей Ермошин.

В отношении к страшным фактам действительности человек должен пройти несколько стадий. Если ситуация экстремальная, то и реагирует человек по-максимуму. Сначала его охватывает ужас, возникают бурные эмоциональные и вегетативные реакции. Организм энергетически затрачивается в надежде, что это сработает. Иногда такая реакция оказывается полезной. К примеру, при землетрясении мать хватает ребенка и бежит на улицу, спасая его и свою жизнь. Но если проблема долгосрочная, постоянно жить в экстремальном режиме не получается.

Именно такова ситуация в семье, где есть ребенок-инвалид: значительного улучшения добиться очень трудно, полностью отпустить ситуацию невозможно. Способы адаптации страдающего ребенка ограничены, о нем надо постоянно заботиться. Поэтому важно перейти ко второй стадии – принять реальное положение дел. И осознав это, действовать.

Переход от одной фазы к другой проходит трудно. Во-первых, люди склонны себя винить, если им не удалось предотвратить возникновение проблемы, например, тяжелой травмы или болезни ребенка. Они жалеют его. Всё это естественно, но такие реакции могут захватить родителей и долго не отпускать, а ведь ситуация требует скорейшего обновления вашего состояния. Хоть кто-то в семье должен оставаться здоровым и дееспособным!

Если не удалось взять крепость приступом, пора переходить к планомерной осаде. Здесь недостаточно сильных переживаний. Авральный режим должен смениться повседневной работой, даже если сама проблема никуда не делась. И здесь очень важен настрой. Что может помочь?

Включите разум

Я уделяю большое внимание внутренним ощущениям человека. Поделюсь некоторыми советами, что в этот момент можно сделать в рамках психокатализа, метода саморегуляции, который я использую.

Первое, что спасает,  включение разума, сбор информации, объединение с другими людьми, которые переживают сходные трудности, но уже выработали «противоядие» к ним, может быть, образовали группы взаимопомощи. Не стесняйтесь спросить их совета. Осведомленность – одно из лекарств от первичного испуга и паники.

Когда стало ясно, что можно улучшить и исправить, что сколько стоит и где находится, важно побыть вместе с этой информацией.

Для начала задайте себе вопрос: «Где в пространстве сознания находятся полезные факты, собранные мной? В воздухе, „на подходе“ к голове, уже во лбу, или на пути в тело?» Закройте глаза и непосредственно наблюдайте, как накопленная вами компетентность стекает в тело в виде света, газа, жидкости, массы… По словам пациентов, новые знания иногда напоминают «охлаждающий душ» для разгоряченной души и напряженного живота. В других случаях они ощутимо «ссыпаются» в организм, подобно песку в песочных часах

Разумеется, очень помогает поддержка живых родственников, если они адекватные, позитивно настроенные люди.

Испуг уходит, как дым

Затем наступает второй этап саморегуляции: надо найти, куда попал первичный испуг, в виде чего он «сидит» в организме? Часто, по внутренним ощущениям страдающего человека, испуг оказывается в животе, в солнечном сплетении, в виде осадка или чего-то, напоминающего дым. Вокруг него — ком напряжения.

Если вы ощущаете что-то похожее, при закрытых глазах наблюдайте, как вся эта пыль, дым или сажа улетают из организма прочь в обратном направлении: через что попали в организм, через то и выходят. Чаще всего пациенты описывают, как формируется «дымоход» от живота до макушки, и через верх головы испуг уходит прочь. Иногда, по внутренним ощущениям пациентов, возникает своеобразный вихрь, смерч, торнадо. Он в виде спирали, как мощный пылесос, выносит из организма всю темноту, серость, черноту, которая в нем собралась…

После этого наступает реальный спад напряжения, организм возвращается к спокойствию. Проблема остается, но уже не травмирует. Вы совершили переход от переживаний к решениям и действиям.

Расширение сознания

В случае, если в семье есть ребенок-инвалид, родителям трудно принять тот факт, что даже большие усилия дают малые результаты. Но такова данность, нужно перестать дергать себя и ребенка, а просто делать то, что в ваших силах, чтобы улучшить качество жизни. Это предполагает отрезвление, отказ от «психологической защиты». Речь идет о своего рода смирении, принятии своей судьбы и особой судьбы своего ребенка.

Важно ваше спокойствие на уровне интеллекта и на телесном уровне. Когда это достигнуто, главным помощником станет расширение сознания. Нужно постараться увидеть «поток жизни» в целом, выйти за рамки узкого видения себя и своего ребенка как чего-то отдельного от потока. В составе большой жизни есть и то, что происходит с вами. 

 

«Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья»

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».Этот новаторский документ учитывает современные тенденции общественного развития, но при этом опирается на традиции и особенности российской системы образования. Работа над законом «Об образовании в Российской Федерации» шла несколько лет, и итогом её стал правовой инструмент, выводящий регулирование отношений в образовании на качественно иной уровень. Впервые в истории отечественного образования этот закон ввёл новое правовое понятие - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Знаете ли вы?

В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях. Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого создаются специальные группы или такие детки интегрируются в обычную группу в так называемом массовом детском саду (в отличие от специализированного). Дети с ограниченными возможностями здоровья — это категория несовершеннолетних, имеющих те или иные проблемы в физическом или психическом здоровье. Эти отклонения могут быть временными или постоянными, врожденными или приобретенными, означающими инвалидность или нет. Им, также как и их ровесникам, необходимо обучаться, играть и развиваться, несмотря на болезни и ограничения. К обучению таких деток нужно подходить особенно ответственно. Им нужен индивидуальный подход, терпение и любовь.

Дети дошкольного возраста, обычно очень открыты и легко принимают в свой круг детей даже с серьезными отклонениями. У большинства из них еще не сложилось на этот счет никаких предрассудков. Вы, наверное, уже сами убедились в том, что дети с отклонениями — это, прежде всего, просто дети. Сходство между ними и другими детьми гораздо сильнее, чем различия. Поэтому, я считаю, что дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Что следует помнить, если в группе вашего ребенка воспитывается «особый ребенок»:

1. Рассказать ребенку, что люди бывают разными и из-за чего такое происходит.

2. Объяснить правила поведения с таким ребенком. Например, «ты же знаешь, что у Маши лучше не брать без разрешения ее игрушку, иначе ей будет очень обидно, и она начнет плакать. А у Вити аллергия на молоко, поэтому ему нельзя его пить. Вот и тут также, не стоит обижать или делать неприятно этому мальчику/девочке. Ты можешь подойти к воспитательнице и спросить, а как лучше мне общаться с ним, а что можно делать, что нельзя».

3. Если у вашего ребенка неприязнь или страх перед инвалидом, объясните, почему не стоит бояться, предложите познакомиться с ним, чтобы лучше узнать. Покажите на собственном примере, когда забираете ребенка из детского садика, как можно общаться и вести себя с особым ребенком.

4. Если речь идет и о поведенческих нарушениях у особого ребенка, не лишнее поговорить и проконсультироваться с педагогом, наблюдающим за таким малышом. Чтобы потом на доступном языке объяснить вашему чаду, чего делать не стоит.

5. Не запрещайте ребенку спрашивать интересующие его вопросы у особенного ребенка. То, что для нас кажется бестактным, для них воспринимается нормально. Еще раз, в дошкольном возрасте не существует моральных границ.

6. Найдите мультфильм, фильм или рассказ о таких детях, взрослых. Сейчас много различного материала, где показано, что жить по-другому – еще не значит плохо, просто с определенными ограничениями. Обсудите потом, что понял малыш, поделитесь обоюдными переживаниями.

7. На конкретных примерах покажите детям, как сильно мы отличаемся друг от друга и насколько при этом похожи.

8. Займите активную позицию и постарайтесь убедить ребенка отказаться от неверных стереотипов в отношении детей с особенностями. Всякий раз, когда ребенок высказывает не-правильное мнение, поправляйте его.

9. Обязательно говорите своему малышу о хороших чертах и достижениях ребенка с особенностями развития.

10. Говорите по сути. Избегайте лишних эмоций, некорректных слов, таких как «человек с ограниченными возможностями», «недоразвитый», «калека» и т. д.

11. Будьте внимательны к тому, что говорит ребенок - обращайте внимание на все тревоги и страхи, о которых он говорит. (Детей часто пугает неизвестное).

12. Будьте позитивны в общении - приучите ребенка видеть в человеке с инвалидностью позитивные стороны (например, человека в веселой футболке или человека с хорошим чувством юмора). Рассказывайте ребенку об инвалидности в положительном ключе.

13. Прививайте ребенку уважение к людям с инвалидностью - если ребенок считает таких людей неполноценными или говорит, что они смешно разговаривают или ходят, поправляйте его. Объясните, что такие слова могут ранить человека.

Проблемы детей с ограниченными возможностями активно обсуждаются в обществе. Но как бы не помогало государство, а вся забота о таких детях лежит, прежде всего, на их родителях. Поэтому хочется пожелать им терпения, и выразить восхищение тем, с каким мужеством они борются за полноценную жизнь и счастье своих детей. А мы, поддержим их, насколько это возможно!